молодой режиссер (а потянет ли?),
государственный канал (а не приукрасит ли историю? не исказит ли? не превратит ли в противоположность?).
Режиссер Егор Анашкин не просто «потянул» - он сделал крутой фильм, который по всем статьям ближе к полному метру, чем к сериалу.
А канал не стал цензурировать – ни политические моменты (важно, что в первой же серии называются цифры раскулаченных), ни психологические (одна только сцена в бане Муртазы и Зулейхи чего стоит!), ни художественные (сериал сделан как большое кино – и это «ощущение полного метра» есть, его не убили на стадии монтажа и редактуры, как это иногда бывает в погоне за рейтингами).
Это кино взрослое – оно не заигрывает со зрителем, не развлекает, а предлагает думать: здесь не будет лишнего пафоса, гонки за сюжетом, кульминаций в каждой сцене и «крючков» в конце серии. Будет неспешное повествование, атмосфера, настроение. Будет дыхание Большой Истории. Будет серьезный кино-язык, который Егор Анашкин предлагает зрителю – спокойный, даже чуть отстраненный, почти черно-белый.
Это кино нельзя смотреть между делом – оно требует полного погружения: визуальный ряд очень важен; в фильм встроена прекрасная анимация (да-да! звучит настораживающе, но анимация и правда – хороша, а разрабатывал ее художник-постановщик «Сталкера» Рашит Сафиуллин); есть бессловесные сцены (что смело для телевизионного канала); а главная героиня вообще молчит всю первую серию.
Неужели прямо все-все понравилось? Нет, конечно. Были моменты, которые резали слух, смущали, показались исторически недостоверными и чересчур мелодраматичными, даже вызвали отторжение. Иначе и не могло быть. Но это все – не главное. Главное: фильм состоялся как художественное произведение, в котором однозначно высказано отношение к теме раскулачивания.
Итак, чего ждать от фильма о Зулейхе:
+ потрясающей игры Чулпан (слов-то у нее – совсем чуть) и ее изумительного «немого» диалога с Муртазой (Рамилем Сабитовым)
+ очень яркой игры актеров (состав – действительно блестящий, и он отлично работает)
+ оправданного натурализма (да-да, сцена кормления Юзуфа кровью сохранена, а коровью тушу Муртаза рубит по-настоящему)
+ красивых сцен
+ масштабных и дорогих сцен, а также сцен с животными (медведи, волки, белки… - все это есть, все они настоящие)
Чего не ждать от фильма о Зулейхе:
+ развлечения
+ «киношности»
+ надрыва и пафоса